Сама жизнь и тернистая эпопея развития человечества, а также, например, общественные институты, созданные нами на протяжении тысячелетий, заставляют нас, под лозунгом собственного же блага, учиться делать глобальные и далеко идущие выводы даже тогда, когда отсутствуют сугубо лабораторные доказательства тому или иному явлению, очевидно влияющему на наш быт. Каждый, кто впредь не желает регулярно просчитываться в своих надеждах и однажды отчаянно пожалеть об упущенных возможностях, элементарно обязан хоть иногда опираться на проверенные аргументы, пока только лишь отчётливо видимые и логически выкристаллизовывающиеся из окружающих реалий. Иного, более конструктивного выхода [пока готовились доказательства] у нас, людей, попросту нет.
Предтечей к тому, что будет, возможно, сенсационно обобщено в завершении статьи, в значительной степени послужили следующие скрупулёзные наблюдения.
Мало кому станет шокирующим обнаружением, что такие основополагающие штрихи к портрету текущей повседневности, как, в частности, тема расторопности вертикали власти или справедливости финансовых отношений, непотопляемый авторитет церквей либо терзаемая временем система здравоохранения, проблематика интернациональных миграций и международный терроризм, подноготная принятия геополитических решений и, похоже, бессмертный вирус войны не могут не наталкивать на единственное понимание. На осознание того, что очень многое в этом мире функционирует, выражаясь мягко, как-то «не так».
Ни у кого из мыслящих людей – во имя будущих поколений (да простит меня читатель за громкий слог) – больше нет права закрывать глаза на факт, что даже у современников XXI столетия, с ног до головы обласканных комфортом и продуктами технического прогресса, в душе по-прежнему зияет глубокая внутренняя неудовлетворенность. Что человек, как и века назад, в целом достаточно несчастен. Что он, буквально крича остальным о своей неприкаянности (и потому подсознательно стремясь слиться с разошедшейся толпой), ежедневно проезжается катком вседозволенности по этике и морали. Что он преисполнен неоправданных опасений, претензий и суеверий, которые свидетельствуют лишь об одном. Homo sapiens, говоря по крупному, недоволен ничем, кроме отводимых ему биографией удовольствий: ни напряжёнкой вокруг себя, ни действующим положением вещей в более обширном масштабе.
С одной стороны, констатируемое никудышное состояние уверенности стандартной личности делает её простой наживой в руках бизнесменов всех ярусов – широкого круга одарённых субъектов, по-своему понимающих правила организованной на планете игры по имени «Битва за существование». Эти борцы – и за вытеснение конкурентов из своей ниши – прямолинейно опираются на меркантильную интуицию, извлекая из её ягод немалые дивиденды (что, казалось бы, для выживания их и им подчинённых куда как неплохо). Но канонизированному в божество золотому тельцу заданные акулы сделок да транзакций, частенько исподволь топча нравственные азы, провокационно восклицают «Аллилуйя!» и «Деньги не пахнут!». А типовой человек, вслушиваясь в искушающие откровения удачливых, забыв о святом и подражая более ловким, слепо бросается в объятия порочных барышей и китчевого потребления.
Казалось бы, все отлично. Все идёт словно по маслу. Рождённый женщиной, как ему полагается, самозабвенно плодит детей, кладёт голову под гильотину кредитов, до последнего верит в предсказуемость непредсказуемого футбола, попивая пивко, пуская слезу и стуча в барабан. Он в песочнице жизни обложился ультрамодными гаджетами и, уткнувшись взором лишь в них, периодически идиллично мечтает себе о несбыточном.
Однако, с другой стороны, в сложившейся переделке нельзя игнорировать и обратную плоскость сформировавшейся чуть ли не за целую вечность медали. Индивидуальность, не способная на самостоятельное мышление, начиная с этического, зажата рамками инструкций и норм, продиктованных ей истеблишментом. Она растерянно мечется между желаемым и насущным. Она конвульсивно ищет спасения, но нигде его не находит.
И когда человек не имеет твёрдой точки опоры, он, ясное дело, ощущает себя потерянным. А когда, плюс ко всему, ещё и лишён радужных перспектив (поскольку полностью зависит от капризов конъюнктуры), то непременно станет озлобленным. Потому как пагубно разъедаем ржавчиной тревоги за собственное грядущее, что ни на йоту не во власти его.
Но в таких печальных условиях – не всегда чётко улавливая у самого же себя озлобленность – у среднестатистической особы образуются всевозможные комплексы: от неполноценности до мании величия, от нерешительности до героизма. А в последних-то как раз и возлежат, между тем, искажённые, нередко крайне опасные для сообщества взгляды всех потенциальных нарушителей его завтрашнего спокойствия.
В результате многие внутренне бедствующие фигуранты повседневности методично растут вспыльчивыми, скрытными и, если что, агрессивными. А сами безрадостные черты их приватного характера, в итоге, толкают несчастных и на массовые акты неповиновения, и на самоубийства, и на резонансные преступления. Личность, неудовлетворённая, казалось бы, сама собой и обрамляющим всех нас миропорядком, огульно и зло ищет вокруг себя тех, кто якобы мешает ей достичь вожделенного.
Воззрения уязвлённой и морально колеблющейся персоналии склонны всюду видеть цивилизацию недружелюбную. По предположениям ущемлённого, государство в любой миг готово на жестокие карающие меры по отношению к нему. Поэтому, защищаясь, человек вынужден разбивать людей на друзей и врагов. Он склонен воспринимать третьих лиц сквозь субъективную призму симпатий и антипатий. Он безапелляционно делит окружающих на «хороших» и «плохих». И ведёт посильную войну за выживание на всех своих фронтах.
По известным и царящим на сегодняшний момент в мозгах людей критериям, аналогичная иллюстрация данности ни у кого не должна вызывать смятения, верно? Такова практика. Что поделать… Мы такие разные!
…Но есть ли у обрисованной с первых строк ситуации момент коррекции (в смысле, как сделать всех гораздо счастливей)? Вероятно ли, чтоб человеку на роду стало написано до гробовой доски являться нравственным аутсайдером, захлёбывающимся в собственной лжи? И где тот свет в конце тоннеля, что выведет нас к неизведанным, но грамотным горизонтам понимания бытия (а значит, – к настоящим, этически выверенным, возвышенным тональностям как удовлетворённости, так и самореализации)? Свет, который обострит слух, когда совесть даже кротко зашепчет.
Априори не может такого случиться, чтобы «немилосердная» природа задумала адекватному индивиду – её кульминационному из творений – беспрерывно страдать. Чтоб тот на протяжении всей своей судьбы, в отчаянии и безнадёге пытаясь найти двери к солнцу, лишь безрезультатно стучался головой о косяки своих зевков и ослеплений. Чтобы он до конца дней так и не понимал, в чем же смысл его жизни.
Человек просто обязан быть счастлив! Каждый талантлив заслужить упоения. И произнесённое – не пустозвонство, не демагогия, а аксиома. Иначе происходящее окрест было бы тотальным абсурдом по определению. Однако как уловить суть наличествующих во всём многосложных взаимосвязей, какими мудрёными путями прийти к симфонии с собой и окружением – в этом-то и притаился вопрос на миллион.
К восторгу [самых сообразительных], универсальное лекарство от перечисленных выше проблем, столь филигранно и основательно поразивших рассудок людей, как ни удивительно, наконец уже найдено. Оно затаилось в естественном и одновременно переворотном для всякого человека понимании обозначенного ниже. Мир, который мы, казалось бы, знаем, словно свои пять пальцев, в котором крутимся столько нелёгких лет, на самом деле… совершенно и в корне иной! Он более размашист! Он куда как глубок! И, что упрощает (но вместе с тем, правда, также несколько усугубляет) задачу его постижения, о нем каждый уже составил своё «железное» мнение.
А потому, пытаясь эту вселенскую тишину понять заново, стараясь вникнуть в то, что разъяснено в ОТМ (плавя металл сложившихся повальных досадных убеждений, препятствующих общему прогрессу), важно не торопиться. Не нарекать объявляемое выдумками и бредом. Не рубить с плеча. Поскольку картина подлунной, что перед вами вскоре возникнет, читатель, выпестовалась не из неких мистических фантазий либо беспочвенных домыслов автора приводимых строк, окроплённых – кто-то скажет – его жаждой славы. Она выросла из вдумчивых и придирчивых наблюдений за судьбами разных людей. Она опирается лишь на здравое и дотошно проверенное зерно уже существующих теорий и концепций в этой сфере. На немалую злободневную школу вашего покорного слуги. А также на трезвую, полнообъёмную оценку произошедших исторических событий и ключевых обстоятельств, «почему-то» систематически сопровождающих их. Презентуемые выявления сжато и со стопроцентной гарантией достоверно расскажут, о чем по-своему не философствовал, заблуждаясь, только ленивый.
Открытия, о которых пойдёт речь, вносят во все аспекты будней давным-давно требуемую прозрачность и ясность. К тому же они параллельно являются революционным по своей эффективности психологическим лекарством от неопределенности как молодым, так и пожилым. Поскольку представляют собой свод конкретных и, если внимательно присмотреться, категорически подтверждаемых опытом каждого рассуждающего обитателя Земли знаний, которые до сих пор легкомысленно, плечом к плечу, как по команде игнорировались.
А для беглого ознакомления с потенциалом ОТМ, на аперитив, одна из её «пилюль» от растерянности человека, служащая замыслу наведения долгожданного порядка в восприятии лишь кажущейся непредсказуемой жизни, заключена в оболочку такого вот бескомпромиссного определения: «Конечные результаты любых – экономических либо неэкономических решений находятся в прямой зависимости от нравственных предпосылок лица, эти решения принимающего» (Пушкорюс А. Общая теория морали. Юрмала, 2022-2023*, с. 438 (423*)).
Причём к столь смелому выводу возможно прийти кому угодно из мыслящих. И прежде всего тому, кто взвалит на себя ответственность многосторонне и критически проанализировать не только, к примеру, стилистику деятельности безразлично каких людских институтов и по винтикам разберёт цели да этическую меру их влияния на умы людей. Но и разглядит законспирированный союз, для образца, тонкой моральной грани их “инициатив” с проистекающими (и далеко идущими) последствиями для вовлечённого в сферу влияния таких инициатив общества.
К сходному заключению, кстати, также по силам поспеть и тем, кто не сочтёт за труд подложить под объективный микроскоп “ОТМ-непредвзятости” участь любого человека из толпы (но лучше для начала – самого себя):
И тогда даже перед самым скептическим взором воспринимающего неумолимо предстанет идущая тенью прелюбопытная (и подозрительно похожая на правду) ИСТИННАЯ панорама действительности…
* Речь об авторской книге с полным названием «Общая теория морали как частный случай теории общей организации Вселенной», Юрмала, печатное издание 2022 года, однако основной источник, и помеченный звёздочкой, — это электронная, обновлённая версия 2023 года.